Апрель — Списки Шиндлера
Месяц апреля богат именами известных во всем мире людей, родившихся в этом месяце. Среди них — великий немецкий философ-гуманист Иммануил Кант, идеолог социализма и коммунизма Владимир Ульянов (Ленин), человек, связанный с пожалуй самыми мрачными страницами новейшей истории, Адольф Гитлер.
Среди имен известных писателей и популярных актеров вы встретите и такую неоднозначную личность как Оскар Шиндлер, 28 апреля 2023 года состоится его 115 день рождения.
Кто же такой был Оскар Шиндлер, и почему его имя отмечено историей?
Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехословакии, родился 28 апреля 1908 года в Свитави, Чехия, умер 9 октября 1974 года в Нижней Саксонии, Германия
На основе событий, пересказанным выжившим Польдеком Пфеффербергом, автралийский писатель Томас Кенилли в 1982 году написал книгу «Ковчег Шиндлера », удостоенную Букеровской премии. В 1993 режиссёр Стивен Спилберг экранизировал книгу, поставив чёрно-белую психологическую драму «Список Шиндлера». Фильм Спилберга получил 7 наград Американской киноакадемии «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм», а исполнитель роли Шиндлера Лиам Нисон был номинирован на лучшего актёра.
ОСКАР ШИНДЛЕР В 30-Е ГОДЫ
Как и многие немцы, после периода германской депрессии Шиндлер поддерживал националистическую политику Адольфа Гитлера, пришедшего к власти в Германии в 1933 году. В 1935 году Шиндлер стал членом Судето-немецкой партии и был завербован немецкой военной разведкой Абвер шпионить против Чехословакии. В этот период Шиндлер смог наработать такие контакты с германскими нацистами, которые помогли ему в его последующем бизнесе во время войны. В секретном отчете чехословацкой полиции от 28 июля 1938 года было написано, что Шиндлер был крупным шпионом и представлял большую угрозу для безопасности. По словам доктора Соботки – главы полицейского департамента Брно, Шиндлер признался, что работал на абвер не по убеждению, а исключительно за деньги.
Оскар Шиндлер принял деятельное участие в подготовке к немецкому вторжению в Польшу. Так, за несколько месяцев до этого он и 25 его агентов активно занимались контрабандой оружия и подготовкой к боевым операциям в Тешинской Силезии.
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и разгромила её. После окончания оккупации Шиндлер переехал в Краков. Уже с 21 сентября оккупационные власти ввели первыедескриминационные ограничения в отношении евреев. Евреи были обязаны носить на одежде желтую звезду. Целый ряд административных постановлений лишил краковских евреев их денег, а также движимого и недвижимого имущества. Единственным, что не подлежало конфискации, были личные вещи. Еврейские активы передавались в управление «арийцам». Благодаря этому и с помощью сотрудников абвера в Кракове, причастных к перераспределению собственности, Шиндлер смог в первые месяцы после оккупации приобрести недвижимость в этом городе. В дальнейшем это стало поводом для обвинений Шиндлера в соучастии в нацистских преступлениях против евреев.
18 или 19 ноября Шиндлер познакомился с Ицхаком Штерном — евреем-бухгалтером. Он порекомендовал Шиндлеру приобрести в аренду польско-еврейское предприятие по выпуску эмалированной посуды Rekord. По утверждению Штерна, фирма обанкротилась, поскольку плохо управлялась, но имела хорошие перспективы в случае получения военных заказов. Брат Штерна работал на швейцарскую компанию — кредитора этой фирмы и хорошо знал её финансовое состояние. Это предприятие стало заводом «Emailwarenfabrik (DEF)» (сегодня — музей «Фабрика Шиндлера»). Помимо разговора о бизнесе, у Штерна с Шиндлером состоялась небольшая философская дискуссия, во время которой Штерн процитировал фразу из Талмуда «Кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Шиндлер получил одновременно и хороший деловой совет, и моральный принцип, который привёл его в будущем к такому использованию труда евреев, которое спасло их жизни. В 1956 году Шиндлер писал о Штерне:
Его высокие этические ценности, его бесстрашная готовность помочь, его жертвенные усилия для его братьев в сочетании со скромностью в собственной жизни неоднократно вызывали моё восхищение и уважение. Г-н Исаак Штерн был важной составляющей тех условий, благодаря которым мои усилия по спасению были успешными.
В свою очередь Штерн также высоко отзывался о Шиндлере. В частности, он утверждал, что Шиндлер с самой первой встречи относился к евреям совсем иначе, чем другие немцы.
Мемориальная доска на доме в Регенсбурге, Бавария, где Шиндлер жил в 45—48 годы
В ноябре Шиндлер познакомился также с Леопольдом (Польдеком) Пфеффербергом-Пейджем — евреем, бывшим польским военным, бежавшим из плена. Польдек находился на нелегальном положении и был активен на черном рынке Кракова, где приобретал для Шиндлера дефицитные товары. Их дружба продлилась до самой смерти Шиндлера.
Одним из ключевых людей в жизни Шиндлера в связи с приобретением им фабрики стал бывший директор и совладелец фабрики Абрахам Банкир (Abraham Bankier). Друзья Шиндлера шутили, что после получения им фабрики «всё его состояние заключалось в еврее по имени Банкир и десяти эмалированых крышках от горшков». Банкир считается тем самым человеком, который реально руководил фабрикой и обеспечил Шиндлеру финансовый успех. Он умер в 1956 году в Вене. У Банкира был отдельный кабинет рядом с кабинетом Шиндлера и он никогда не носил жёлтую звезду. Благодаря Банкиру часть продукции фабрики шла на чёрный рынок и возвращалась к Шиндлеру наличными деньгами, которые он мог использовать как для обеспечения собственной жизни, так и на подкуп нацистов, в том числе для спасения евреев. Как сказал один из свидетелей, «без Банкира не было бы никакого Шиндлера».
БИЗНЕС ШИНДЛЕРА И СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ
К 1940 году Шиндлер имел три бизнеса в Кракове: фабрику Emalia, завод посуды и столовых приборов (бывшая фирма Шломо Вайнера) и производство изделий из стекла через улицу от фабрики Emalia. На этих производствах работало несколько сотен рабочих-поляков. Число еврейских работников росло — их стало 150 к концу 1940 года, 550 — в 1942 году, 900 — в 1943 и 1000 в 1944. Возможно, что цифры первых лет преувеличены. На пике загрузки в 1944 году по отчетам на Шиндлера трудилось от 1700 до 1750 человек, в том числе 1000 евреев. В 1943 году стекольная фабрика была закрыта. Из отсутствия информации в отчетах Шиндлера о спасении евреев с этой фабрики историк Дэвид Кроу делает вывод, что там трудились в основном поляки. Также у Шиндлера был небольшой штат немецких сотрудников. Вначале Шиндлер нанимал больше евреев потому, что они работали лучше поляков, а обходились ему значительно дешевле. В дальнейшем он нанимал больше евреев также для их спасения.
Став свидетелем рейда в Краковском гетто в 1942 году и осознав все ужасы, творимые гитлеровским режимом против еврейского населения, а также свою причастность к нацистским преступлениям, Шиндлер занял позицию абсолютного гуманиста и стал защищать евреев без какой-либо выгоды для себя. Оскар Шиндлер принял решение выторговать у высокопоставленных нацистских чиновников возможность принимать на свои предприятия евреев из концлагеря Плашов, которым грозила верная смерть. Позже евреи, спасённые Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, стали известны как «евреи Шиндлера». Количество спасённых именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей).
Имя «Шиндлер» стало нарицательным для тех, кто спас многих евреев от Холокоста. Например, полковника Хосе Артуро Кастельяноса называют «сальвадорским Шиндлером», а документальный фильм про партизана Николая Киселева назвали «Список Киселева» по аналогии со «списком Шиндлера», в 2023 год о подвиге Николая Киселева был снят художественный фильм «Праведник».
В 1967 году Шиндлер был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста («Яд ва-Шем»), а 24 июня 1993 года ему и его жене за спасение евреев было присвоено почётное звание «Праведник мира».
Деятельность Шиндлера подвергается также критике, что он спасал евреев ради наживы и не всегда проявлял гуманность по отношению к евреям. Опираясь на мнение ряда свидетелей и некоторые собственные оговорки Шиндлера, историк Дэвид Кроу делает вывод, что Шиндлер действительно мог в 1939 году причинить вред евреям в погоне за деньгами. Однако ни один из спасенных им евреев не дал против него показания на Нюрнбергском процессе.
Фигура Оскара Шиндлера упоминается также в книге Дженифер Тигге «Мой дед расстрелял бы меня» — история чернокожей внучки коменданта концлагеря Плашов, откуда Шиндлеру удавалось вытаскивать евреев. В 38 лет Дженнифер Тиге, дочь немки и нигерийца, узнает, что она внучка нацистского преступника. Миллионы людей знают историю жестокого коменданта концлагеря из «Списка Шиндлера», садиста, любившего ради развлечения расстреливать евреев с балкона виллы. Как Дженнифер, учившейся и несколько лет прожившей в Израиле, смотреть теперь в глаза друзьям, зная, что у каждого из них кто-то из родственников погиб в нацистских концлагерях, может быть, и в самом Плашове? Как ей справиться с чувством вины за преступления, совершенные родным дедом? Дженнифер Тиге переосмысливает свое детство и юность, исследует семейное прошлое, находит столь нужные ей ответы.