Август — 200 лет на двух колесах
Велосипед без преувеличения можно назвать национальным немецким видом транспорта.
По статистике, около 90 процентов немцев пользуются им хотя бы один раз в неделю. Почти 40 процентов ездят на велосипеде ежедневно. Здесь его ласково называют Drahtesel – «проволочный осел». И ведь изобрели эту конструкцию тоже в Германии.
Вокруг истории изобретения велосипеда много споров и легенд. Некоторые историки говорят, что похожий вид транспорта существовал уже в начале нашей эры. Другие утверждают, что схему велосипеда придумал Леонардо да Винчи. Третьи предполагают, что в конце XVIII века прототип будущего велосипеда – самокатку – изобрел русский механик Иван Кулибин. И все-таки большинство исследователей считает, что изобретение велосипеда произошло не ранее XIX века. А именно в 1817 году, когда немецкий барон Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение – «машину для бега» (Laufmaschine), которую в народе прозвали «дрезиной».
Мотивом для изобретения нового средства передвижения стало… извержение вулкана на территории нынешней Индонезии. Оно было таким сильным, что привело к климатическим аномалиям и в Европе. 1816 год был очень холодным и катастрофически неурожайным. В Баденском герцогстве, и так сильно разоренном наполеоновскими войнами, разразился настоящий голод. Цены на зерно и овес выросли и содержать лошадей стало очень дорого. Именно это побудило Дреза вплотную заняться «беговой машиной» – недорогой транспортной альтернативой, над которой он работал уже несколько лет. Самокат состоял из деревянной рамы, руля, седла и двух колес, переднее из которых было подвижным и управляемым. Передвижение происходило за счет баланса и отталкивания ногами от земли. 12 июня 1817 года Дрез совершил первую поездку на своем агрегате, который развивал скорость в 15 км/час.
Спустя всего несколько лет началось триумфальное шествие «велосипеда» по Европе.
В наши дни существует огромное количество велосипедов различных моделей и модификаций. Самой «велосипедной» страной в Европе считается Дания. В среднем в год каждый ее житель проезжает 893 километра. Следом идут Нидерланды, третье место делят Бельгия и Германия. Самым комфортным для велосипедистов немецким городом называют Мюнстер, а развить максимальную велосипедную скорость можно на «велобане» RS1 – специальной скоростной дороге в Рурской области. При этом в год в Германии совершается почти 335 тысяч велосипедных краж. И это только по официальным данным Ведомства уголовной полиции. Эксперты говорят, что реальная цифра составляет около 1,5 миллионов, просто не все пострадавшие заявляют о краже.
Каждый год в Германии проходит акция «На работу на велосипеде». Участники регистрируются на сайте ADFC и с 1 мая по 31 августа отмечают количество дней, в которые добирались до офиса исключительно на двухколесном. Они соревнуются между собой в общем километраже, фиксируют свои рекорды в соцсетях тегом #mitdemradzurarbeit и разыгрывают призы.
По случаю юбилея велосипеда по всей Европе устраивают велопробеги и марафоны. Один из самых крупных проходит в Берлине. Традиционно Velothon включает в себя нескольких трасс, самая длинная на этот раз составит 180 километров и пройдет через весь город.
Велоспорт — самый популярный вид спорта в эльзасском регионе Outre-Forêt, а Жан-Марк Шмидт уже много лет является президентом ассоциации по велоспорту в этом регионе. На фото — велопробег, состоявшийся в августе этого года в Outre-Forêt.