Январь — Зингшпиль: волшебный жанр Моцарта

В 1776 году указом императора Иосифа II году венский городской театр (Burgtheater) был преобразован в Немецкий национальный театр. Его репертуар должен был стать немецкоязычным и включать произведения не только местных композиторов, но и коллег из Германии. До этого оперы в Бургтеатре исполнялись исключительно на французском или итальянском языках. Иностранные сочинения предписывалось переводить и давать на немецком языке. С этой целью в театре была учреждена немецкая труппа — Национальный зингшпиль (нем. Singspiel — игра с пением).

Задачи нововведения монарх сформулировал так: «Немецкая комическая опера, создаваемая в Бургтеатре по велению императора, должна показать, на что годятся немцы в этом деле».

Иосиф II. Ф.Н. Штрайхер, около 1780

Жанр немецкой комедии — зингшпиль — оказался очень органичным продуктивным. За пять лет с 1778 до 1783 было поставлено 45 зингшпилей, 21 из которых были написаны немецкими композиторами. Зингшпиль представлял собой спектакль с диалогами и законченными музыкальными номерами. Все они имели счастливый конец, поскольку император не терпел трагических развязок, в театральной практике даже закрепилось понятие — «венская концовка», ради которой переделывали и «Гамлета» и «Ромео и Джульетту».

Сегодня музыковеды придерживаются мнения, что зингшпиль дал начало современным видам музыкальных спектаклей — водевилю и мюзиклу.

Музыка зингшпиля проста, рассчитана на популярность, тесно связана с народной музыкальной культурой, занимает в пьесе главное место, но количественно может быть ограничена. Например, в зингшпиле «Директор театра» Моцарта, кроме увертюры, всего 4 музыкальных номера. По содержанию зингшпили связаны с мещанской драмой. Строились на бытовых, «прозаических» сюжетах, но включали в себя и элементы сказочности, идилличности, иронии. 

Классическими образцами зингшпиля стали оперы Моцарт,они характеризуются углублённой тематикой, усложнённой музыкальной драматургией. Его венский дебют — зингшпиль «Похищение из Сераля», нем. „Die Entführung aus dem Serail“, 1782, написан по заказу императора Иосифа II, опера имела оглушительный успех — в зале не было свободных мест, после каждой арии звучали несмолкаемые аплодисменты. После премьеры в Вене спектакль был поставлен в Праге, а затем во многих городах Германии и Европы, более чем на 40 сценах.

Афиша премьерного спектакля «Похищение из Сераля»

В 1786 году император Иосифа II музыкальное соревнование между своими любимцами — Антонио Сальери и Вольфгангом Амадеем Моцартом. Фактически это было состязание между итальянской комической оперой и немецким зингшпилем. Соответственно, Сальери была заказана одноактная опера на итальянское либретто Дж. Касти, а Моцарту — на немецкое либретто Г. Штефани-младшего «Директор Театра» (нем. Der Schauspieldirektor) . Обе оперы были исполнены на «Увеселительном празднике в честь генерал-губернатора Нидерландов» в Шёнбрунне 7 февраля 1786 года. Победа была присуждена опере Сальери «Сначала музыка, потом слава»(ит. Prima la musica e poi le parole).

Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери

Позднее Моцарт преобразует зингшпиль в новый тип комической оперы, самым ярким образцом которой станет его «Волшебная флейта» (нем. Die Zauberflöte) на либретто (по-немецки) Эмануэля Шиканедера, возможно, в соавторстве с Карлом Людвигом Гизеке. Шиканедер, этот взбалмошный, то появляющийся, то куда-то исчезающий актер-певец-писатель-импрессарио, заказал это произведение своему старому другу Моцарту в последний год жизни композитора, именно в тот момент, когда Моцарт необычайно нуждался в таком заказе. Моцарт писал свое великолепное произведение, имея в виду конкретных певцов, например сам Шиканедер, этот весьма скромный баритон, исполнял партию Папагено, в то время как Жозефа Хофер, свояченица Моцарта, была блестящим искрометным колоратурным сопрано, и именно для нее были сочинены арии Царицы ночи. 

Несмотря на все несуразности либретто (а быть может, именно благодаря им), эта опера всегда излучала очарование сказки и с самого начала имела огромный успех. Этот успех не слишком-то помог Моцарту. Он умер через тридцать семь дней после премьеры, которая состоялась 30 сентября 1791 года.

«Волшебная флейта» в Венском оперном театре

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *